Коха: открытая информационная система для библиотек
Опубликовано: 27.10.2023
Коха: открытая информационная система для библиотек
Библиотеки в определенном смысле являются относительно унифицированными учреждениями на базовом уровне требований к библиотечной системе, поскольку они имеют четко определенную (и стандартно описанную) группу объектов, которые должны быть описаны метаданными как книги, периодические издания или другие объекты (обычно карты или даже настольные игры), пользователи, а затем несколько общих функций, таких как поиск в каталоге библиотеки, резервирование документов или работа с кредитами.
Таким образом, этот субстрат создает относительно подходящий климат для развития различных библиотечных систем, которые одновременно являются открытыми ( Вау,Эвергрин ) или проприетарный (например Алеф,Клавиус ). Преимущество открытого решения заключается, прежде всего, в том, что на основе заданного набора стандартных функций и действий библиотеке часто необходимо построить что-то экстраординарное, что не совсем легко в случае проприетарных вариантов, и, конечно, ценовой аргумент сильный.
Библиотечная система обычно имеет два основных пользовательских интерфейса: первый — это каталог библиотеки, в котором осуществляет поиск обычный пользователь, а затем административная система, которая позволяет, например, работать с библиотечным фондом, управлять пользователями и т. д. Обе среды взаимосвязаны, и хотя мы можем встретить и отдельные подходы, их интеграция довольно распространена.
Вау
Система, о которой мы хотели бы поговорить сегодня, называется Коха. незадолго до 2000 года (и да, легендарной мотивацией было создание новой системы с угрозой проблемы 2000 года) в Новой Зеландии. Сегодня мы могли бы сказать, что она довольно точно отображает свою экспансию в тех областях, где существуют библиотеки. Данные об установках показывают интересные аспекты – например, в Турции или на Филиппинах это (почти) монопольная библиотечная система в академических библиотеках, аналогичная ситуация существует в Финляндии в Европе. Напротив, мы находим очень мало установок в Китае или России.
Сообщество в США чрезвычайно сильное, где можно увидеть смесь публичных и университетских библиотек; аналогичная ситуация наблюдается, например, в Австралии или Новой Зеландии. В то же время, однако, данные далеко не полные и дать квалифицированную оценку количества установок практически невозможно.
Здесь вы можете увидеть первые попытки перевода и внедрения системы. Коха до 2013 года,где встретились интерес студентов информатики и библиотечного дела в Брно и практические потребности библиотекарей. Сегодня оно существует во многих переводах. Это должно касаться как каталога библиотеки, так и каких-то конкретных внутренних функций, например работы с отчетами или протоколов обмена данными между библиотеками. Перевод всей системы пока далеко не тривиальная задача, и отдельные национальные версии незначительно различаются. Кто хочет, может попробуйте демо-версию на чешском языке на вебсайте.
Koha представляет собой одно из крупнейших и наиболее активных сообществ open-source в условиях Чехии, которое в то же время делает все необходимое для общей функциональности и расширения системы. Помимо работы над переводом и интероперабельностью, это, например, учеба, презентации на конференциях или написание статей. Создателям системы (среди которых следует выделить Михала Денара и Йозефа Моравца) удалось очень точно выяснить, что нужно сообществу, и приложить свои усилия в этой области. Сообщество также может позаботиться о миграции данных между системами (хотя и за дополнительную плату) или первоначальной настройке. Если мы проследим за историей доступа к открытому исходному коду как торговой площадки (из знаменитой книги Эрик С. Рэймонд ) пошел по пути поддержки сообщества, а не упора на глобальное развитие, что имеет смысл в то время, и в то же время, я думаю, это компонент, о котором мы часто забываем в разработке программного обеспечения.
Что может сделать Коха?
Koha может делать практически все, что необходимо для работы библиотек – городских, университетских или даже специализированных (например, статьи или ориентированные на другие специальные типы документов). Весь система подготовлена в Docker,что означает, что его относительно легко установить без специальных навыков пользователя, хотя это, конечно, чисто Linux.
Среди основных функций можно отметить работу с читателями, расширенный поиск, получение кредитов, управление авторитетами (например, именами авторов, жанрами произведений или датами публикации), каталогизацию и комплектование (закупку новинок для фонд, включая управление бюджетом), а затем множество интересных внутренних системных функций, таких как OPAC, Z39.50, поддержка OAI-PMH для обмена данными с другими библиотечными системами или создания статистики всех видов. Это веб-приложение, поэтому доступ как к административной части, так и к каталогу возможен из браузера, а значит, нет необходимости устанавливать какие-то конкретные приложения вне сервера (своего или удаленного). При этом с базовым администрированием системы (от добавления библиотекарей до добавления книг или периодических изданий) может справиться практически любой умеренно продвинутый пользователь.
В то же время, поскольку сообщество открыто и интернационально, некоторые части системы можно относительно легко модифицировать для удовлетворения потребностей конкретной библиотеки или другого хранилища. Вся система затем распространяется под лицензией GNU GPL v 3. По результатам мониторинга выхода системы можно сказать, что сообщество разработчиков также работает достаточно хорошо и успешно реализует ключевые этапы разработки, а именно: вещи, которые, например, (почти) умерли в GIMP или Apae OpenOffice, испытывают трудности.
И, пожалуй, еще одна интересная вещь о Koza — если сравнивать ее с другими библиотечными системами, то она уделяет довольно много внимания внешнему виду. Графический интерфейс или внешний вид приложений уже давно являются одним из самых больших недостатков приложений с открытым исходным кодом, предназначенных для обычных пользователей, — от LibreOffice до Moodle. Даже в этом случае оказывается, что Koha может действовать немного иначе, чем это, возможно, принято в случае большинства приложений с открытым исходным кодом. С одной стороны, он осознает функциональную конкуренцию и пытается работать над инновациями с точки зрения набора инструментов, но в то же время верно, что графический внешний вид и весь пользовательский интерфейс играют роль (будем ли мы нравится или нет).
Открытость как ответ на спрос
В соответствии с данные с GitHub около 186 библиотек всех типов в настоящее время используют Koha – мы можем найти немало муниципальных библиотек среднего размера, несколько специализированных или академических библиотек. При этом надо сказать, что общее расчетное количество библиотек составляет чуть менее шести тысяч, что не очень большое количество (значительное количество небольших библиотек вообще не будет иметь библиотечную информационную систему в цифровом виде или она будет только электронная таблица Excel), и это тенденция, которая, хотя и растет, но все же в некоторой степени связана с определенным энтузиазмом.
Но это показывает, как сообщество может функционировать таким образом, чтобы поддерживать реальную работу и функционирование системы. Возвращение к идее Рэймонда о том, что открытый исходный код создается по требованию пользователей, здесь отлично работает. В то же время, однако, Koha сталкивается с относительно консервативной средой: в случае перехода между системами или покупки лицензии она обычно может получить грантовые средства, и большая часть из них имеет университетское образование.,но не хочет или не умеет (и особенно боится) работать с Linux.
Но есть еще два момента, возможно, общего значения. Во-первых, наша система была создана на студенческом энтузиазме. Михал Денар,еще будучи студентом, решил, что хочет внедрить Коха и идеи открытой системы в библиотечную практику, и за несколько лет ему это удалось настолько, что если кто-то задумывается о миграции, то Коха является одним из инструментов, которые он обязательно рассмотрю. Таким образом, студенческий энтузиазм может иметь большой инновационный потенциал.
Последнее связано с тем, что на рубеже тысячелетий никто в Новой Зеландии не предполагал, что у Koha будут глобальные амбиции. Именно открытость ей помогла, только после нескольких споров. Открытость, которая в случае с библиотечной средой действительно может многое сделать, как для обмена, так и для стандартизации и описания. Это позволило создать интересный продукт благодаря четко определенной целевой группе. Это тоже может быть интересной маркетинговой уловкой, с которой можно было бы работать в более широком плане.